КАК ОТОРВАТЬ
ДЕТЕЙ ОТ ГАДЖЕТОВ БЕЗ СКАНДАЛА
Вам когда-нибудь приходилось
силой отрывать детей от экрана смартфона, планшета или компьютера? Часто ли это
оканчивалось ссорой
Что говорит о гаджетах
наука
Бывало ли у вас когда-нибудь, что
электричество отключалось в разгар интереснейшего футбольного матча?
Или ваш трехлетка нажал кнопку
«выкл» ровно в тот момент, когда главные герои романтической комедии вот-вот
должны наконец поцеловаться?
Или в компьютерной игре у вашего
персонажа кончился запас энергии именно тогда, когда он собрался убить
пришельца и пройти на следующий уровень?
Очень трудно выйти из состояния,
в котором ты получаешь удовольствие, а именно такое состояние возникает у нас,
когда мы проводим время у экранов. Это трудно даже для взрослых. Для детей это
может быть невыносимо. В буквальном смысле. И вот почему:
Когда человек (не только ребенок,
но и взрослый!) увлечен просмотром фильма или играет в компьютерную игру, он
мысленно находится в другом мире. Экраны действуют на наш мозг гипнотически.
Свет, звуки, смена картинок — все это погружает нас в состояние потока. Мы
чувствуем себя хорошо и не хотим делать ничего другого. И, конечно, мы не
хотим, чтобы ситуация менялась.
В этот момент наш мозг
вырабатывает дофамин — нейромедиатор, предназначение которого — снимать стресс
и боль. Все в порядке — но до тех пор, пока включен экран. Когда мы выключаем
гаджет ребенка быстро и без предупреждения, уровень дофамина резко падает, что
может без преувеличения вызвать ощущение боли в теле. Этот гормональный спад и
связанный с ним физиологический дискомфорт — тот самый момент, когда у ребенка
начинается истерика.
Не имеет значения то, что мы,
родители, четко обозначаем время, когда пора выключить гаджет. Мы думаем: «Ну,
мы же договорились, что не больше 20 минут в день», или «Я же предупредила —
еще пять минут, и все». Для нас это ясно, но для ребенка — нет. Сидя перед
экраном, он не в состоянии мыслить, как мы, и правильно воспринять эту
информацию. Мозг ребенка «купается» в дофамине, помните? Его ощущения в момент
выключения телевизора или планшета напоминают физическую боль. Вы, конечно, и
не думали его бить, но так это может переживаться, говоря языком
нейропсихологии.
Другими словами, силой оторвать
ребенка от гаджета — болезненно для него. Поэтому вместо того чтобы просто
нажимать кнопку «выкл» на устройстве, попробуйте маленькую хитрость — сначала
войдите в пространство ребенка.
Метод Изабель Филльоза:
наводим мосты
Если вы решили, что ребенку пора
заканчивать сидеть у экрана, сначала войдите в его мир, побудьте рядом.
Посмотрите с ним телевизор или посидите на соседнем стуле, пока он играет в
компьютерную игру. Нет нужды делать это долго, достаточно и полминуты. Просто
разделите с ним то, что он делает.
А потом задайте ребенку вопрос. Некоторых
детей можно спросить: «Что ты смотришь?». Другим требуются более конкретные
вопросы: «На каком ты сейчас уровне в игре?», или «Какой забавный персонаж на
заднем плане. Кто это такой?».
Обычно детям нравится, когда
родители интересуются их миром. Но если ребенок по-прежнему поглощен
происходящим на экране и не откликается, не сдавайтесь. Посидите с ним чуть
подольше, а потом задайте еще один вопрос.
Как только ребенок начинает
отвечать на ваши вопросы или рассказывать о том, что он смотрит или во что
играет, это означает, что он постепенно возвращается из виртуального мира в
реальный. Он выходит из состояния потока и возвращается в пространство, где
снова начинает замечать ваше присутствие — однако происходит это медленно.
Дофамин в этом случае не падает резко, так как вы построили мост между
виртуальным и реальным миром. Вы можете начать общаться, и тут и происходит
волшебство.
В этот момент вы можете сказать
ребенку, что настало время ужинать, или идти в душ, или просто напомнить, что
время пользования гаджетом закончилось. Благодаря тому, что вы вернули ребенка
в реальность достаточно мягко, он будет в состоянии вас слушать и реагировать
на ваши просьбы. Он даже может так искренне обрадоваться родительскому
вниманию, что сам захочет выключить телевизор (планшет, компьютер).
Подводя итог, скажу: справиться с
проблемой нежелания детей отрываться от гаджетов мне помогает одно только
осознание того, что происходит в их головах в эти моменты. Не всегда все
проходит так гладко, как мне хотелось бы, но у них больше не было бурных
истерик и криков с тех пор, как я открыла для себя метод Изабель Филльоза.
В следующий раз, когда ваш
ребенок зависнет у экрана, попробуйте:
• Посидеть рядом с ним 30 секунд, минуту или чуть дольше и
просто понаблюдать за тем, что он смотрит (делает).
• Задать невинный вопрос о том, что происходит на экране.
Большинству детей нравится родительское внимание, и они ответят на ваш вопрос.
• Если вам удалось добиться диалога, считайте, вы построили
мост — он поможет вашему ребенку постепенно вернуться из мира виртуального в
реальный без гормонального скачка, а значит без крика и скандала.
Наслаждайтесь остатком дня
вместе!

Комментарии
Отправить комментарий